СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

 

Молодость — это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование — это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

 

Социология в качестве объекта своего исследования рассматривает общество, его отдельные элементы в виде социальных институтов, социальных процессов и групп. Общество как сложная система настолько масштабно и дифференцировано, что изучение его в пределах одной теоретической концепции невозможно. По этой причине в социологической науке выделяются отдельные теории или отрасли. В их число входит и социология молодёжи.

Социология молодёжи – отрасль социологии, изучающая молодёжь как социально-демографическую группу, её роль в общественном воспроизводстве, статус в обществе и взаимодействие с другими социальными группами, а также особенности сознания и поведения молодёжи.

Объект социологии молодежи — молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений.

Если рассматривать молодежь как социальный феномен, то можно обозначить две позиции:

Первая позиция представлена авторами, которые считают, что молодежь как социальная группа существовала с древнейших времен развития человечества. Сторонники второй позиции считают, что до XX в. молодежь с теми присущими ей особенностями сегодня в структуре социального пространства не существовала.

В данном контексте стоит вопрос определения возрастных границ молодежи. Так, в первобытном обществе средняя продолжительность жизни составляла 21 год, в Античности – 27 лет, в России конца XIX в. – 48 лет. На рубеже XIX–XX вв. в высокоразвитых индустриальных и постиндустриальных обществах определяется особый период в жизни человека – молодость, который характеризуется самостоятельностью и ответственностью молодых людей. Формируется группа людей (от 14 до 30 лет) со своими социально – психологическими характеристиками и положением в обществе. Таким образом, молодежь как отдельная социальная группа представляет собой достаточно молодой социальный феномен, который исторически формируется в конце XIX – первой половине XX в.

Предмет социологии молодежи  — проблемы, касающиеся жизнедеятельности молодежи. Социологи определяют три типа классификации молодежных проблем:

  •  по территориальному признаку:  проблемы группы стран, проблемы отдельных регионов, проблемы отдельно взятой страны;
  •  по временному признаку: проблемы «вечного» характера  ( например, взаимоотношения поколений) и проблемы конкретной исторической эпохи;
  •  по системному признаку: общие проблемы молодежи конкретного общества и его уровня развития, который затрагивает разные группы населения (в том числе и молодежь), и исключительно молодежные проблемы, свойственные только молодежи как социальной группе.

Манько, Ю. В. Социология молодежи : учебное пособие / Ю. В. Манько, К. М. Оганян. – 2-е изд., доп. – Санкт-Петербург : Петрополис, 2010. – 336 с. : табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255793  – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9676-0262-7. – Текст : электронный.

Учебное пособие «Социология молодежи» включает в себя основные теоретические положения новой и сравнительно молодой науки. В нем изложены стержневые социальные проблемы молодого поколения, анализируются философско-социологические, социально-политические, организационно-управленческие основы работы с молодежью. От решения этих проблем зависит решение основного вопроса современного российского общества: какой станет молодежь России — потерянным поколением или надеждой XXI века.

 

Аргентова, Т. Е. Социальная психология молодежи : учебное пособие : [16+] / Т. Е. Аргентова ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2015. – 180 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481422 . – ISBN 978-5-8353-1860-5. – Текст : электронный.

Учебное пособие посвящено основам знаний социальной психологии молодежи как специфической социально-демографической группы общества и раскрытию психологических закономерностей функционирования малых и больших групп молодежи, системы норм, ценностей, установок, групповых стереотипов, интересов, потребностей, мотивов, социально-психологических закономерностей общения и межличностного взаимодействия молодежи, специфики деятельности неформальных групп молодежи.

Среди важнейших проблем молодежи России сегодня являются следующие тенденции в молодежной среде:

-ухудшение здоровья молодого поколения: рост инфекционных заболеваний и заболеваний, передающихся половым путем;

-распространение различных форм девиантного поведения: преступности, подростковой наркомании, алкоголизма, проституции;

-рост социальной и политической апатии молодежи;  разрыв между старшим и молодым поколениями, связанный с непринятием как материальных, так и духовных ценностей старшего поколения молодыми людьми;

-рост потребительских настроений у молодежи, связанный с падением престижа честного труда, разрушением установок на активную трудовую деятельность, отсутствием духовных ценностей;

-кризис молодых семей и другие.

Существенным способом решения вышеперечисленных проблем современной молодежи является процесс совершенствования молодежной политики государства, направленный на формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации молодежи.

Новикова, В. И. Ориентация молодежи на общечеловеческие нравственные ценности / В. И. Новикова ; науч. ред. Е. В. Бондаревская. – Таганрог : Таганрогский государственный педагогический институт, 2009. – 228 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=615348  – Библиогр.: с. 192-206. – ISBN 978-5-87976-568-7. – Текст : электронный.

Ориентация молодежи на общечеловеческие нравственные ценности обусловлена особенностями современной социокультурной ситуации. Гуманизация образования осуществляется на данном этапе в условиях резкого обострения воспитательных проблем, усиления негативных явлений в молодежной среде. В монографии показано, что в современных условиях невиданную остроту приобретает проблема воспитания высоконравственной личности. Особое значение имеет формирование базовой культуры личности, понимания самоценности человеческой жизни.

Иванова, А. В. Культурно-образовательное пространство как фактор формирования духовно-нравственных ценностей молодежи : учебное пособие / А. В. Иванова ; науч. ред. Д. В. Шамсутдинова, Р. И. Турханова ; Министерство культуры Российской Федерации, Казанский государственный институт культуры. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 85 с. : схем., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455041  – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9009-3. – DOI 10.23681/455041. – Текст : электронный.

В учебном пособии раскрыты научно-теоретические аспекты формирования духовно-нравственных ценностей молодежи, механизмы, модель и компоненты ее реализации.

Герцен, С. М. Социология молодежи: ценностные ориентации : учебное пособие : [16+] / С. М. Герцен ; Тюменский индустриальный университет. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2018. – 204 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572366  – Библиогр.: с. 170 — 193. – ISBN 978-5-400-01497-0. – Текст : электронный.

Межпоколенный подход к изучению ценностных ориентаций молодежи, к которому обратился автор в работе, необходим не только во избежание исторических ошибок в будущем, но и для приобщения молодежи к многовековому наследию предков и формированию единства поколений.

 

Социальная мобильность молодежи. Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения.

Сегодня молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен быть готов к тому, что ему, возможно, придется переучиваться, осваивать новые занятия, постоянно повышать квалификацию для того, чтобы быть востребованным на рынке труда.

Ускорение темпов общественной жизни влечет за собой превращение молодежи в активного субъекта экономики, политики, культуры. Активность молодежи ярко проявляется и в сфере политики, поскольку все происходящие политические процессы прямо или косвенно сказываются на жизни молодежи, ее положении в обществе.

Евстратова, Т. А. Основы молодежной политики : учебное пособие / Т. А. Евстратова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 243 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473944 – Библиогр.: с. 231-237. – ISBN 978-5-4475-9435-0. – DOI 10.23681/473944. – Текст : электронный.

В представленном учебном пособии рассматриваются теоретические и методологические основы молодежной политики: раскрывается понятие молодежи как социальной группы, основы интеграции нового поколения в общественные отношения и включение молодежи в процессы управления. Данное пособие дает общее представление о возможности социального управления, которое определяет методологические принципы анализа молодежных проблем и средств социоинженерного преобразовательного воздействия по формированию социальной активности молодежи в местном самоуправлении.

Социология молодежи : учебно-методическое пособие : [16+] / сост. Е. Е. Кузьмина ; Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – 53 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577388  – Библиогр. в кн. – Текст : электронный.

Данное учебно-методическое пособие призвано обеспечить теоретическую подготовку студентов по вопросам социализации личности и социальных групп в условиях социальной трансформации общества, а также форм отклоняющегося поведения и угроз, которые они представляют для человека и общества.

Чирун, С. Н. Молодёжная политика : учебно-методическое пособие : [16+] / С. Н. Чирун ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2018. – 116 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684873  – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8353-2260-2. – Текст : электронный.

Учебно-методическое пособие разработано по дисциплине «Молодёжная политика.В нем рассматриваются актуальные темы молодёжной политики: молодёжная политика в условиях глобализации; теория и методология молодёжной политики; молодёжная политика и социализация молодёжи;  субъектность  молодёжи.

 

Главные роли молодежи в современном мире:

  •  Главный носитель умственных и физических способностей, которые более широко раскроются в будущем. Молодежь от других групп отличает огромный потенциал к трудовой деятельности, стремления к открытиям в технической и научной деятельности, хорошие способности в творчестве и культуре.
  •  Самая перспективная группа в профессиональной деятельности и социальной сфере. Быстрее всех «схватывает» новую информацию, адаптируется к изменениям в обществе и мире.
  •  Социологи считают, что только вступая в жизнь молодые люди становятся объектами, на которые воздействуют общество, семья, образовательные институты, социальные условия. После взросления молодой человек уже сам начинает влиять на это общество и становится его субъектом.

Основы волонтерской деятельности : учебное пособие : [16+] / С. Л. Балова, И. А. Безденежных, Е. Водолеева [и др.] ; под ред. И. А. Фирсовой, Р. К. Крайневой ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – Москва : Прометей, 2020. – 215 с. : табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612085 (дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-907244-73-3. – Текст : электронный.

В учебном пособии раскрыты история и состояние развития волонтерского движения в мире, в России, представлены формы и методы организации волонтерской деятельности обучающихся в учебных заведениях; даны методические рекомендации по привлечению учащейся молодежи к участию в общественно полезной деятельности.

Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности / сост. и науч. ред. Е. Л. Омельченко ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. – 504 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=600850  – Библиогр.: с. 449 — 482. – ISBN 978-5-7598-2128-1 (в обл.). — ISBN 978-5-7598-2208-0 (e-book). – DOI 10.17323/978-5-7598-2128-1. – Текст : электронный.

Монография подготовлена Центром молодежных исследований НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург по результатам коллективного проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» (2015–2017 гг.). Исследование проводилось среди молодежи четырех городов (Казани, Махачкалы, Санкт-Петербурга и Ульяновска) с использованием целого комплекса методов: опрос студентов, глубинные интервью, фокус-группы, кейсовые исследования молодежных сообществ (веганов, dark-сцены, рэперов, поисковиков, волонтеров, женских гламурных сообществ, воркаут-групп, поклонников аниме).

Глинская, О. И. Социальная адаптация и реабилитация молодежи / О. И. Глинская ; г. у. Орловский. – Орел : б.и., 2021. – 111 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=618250 – Текст : электронный.

В современном мире все время происходят политические, социальные, экономические перемены, которые изменяют систему стереотипов и ценностей, контролирующих отношения общества и личности. Все это отражается в жизни населения нашей страны. Наиболее сильное влияние изменения оказывают на еще неокрепшую и неустоявшуюся психику молодых людей, что затрудняет их процесс социализации и социального адаптирования к новым условиям. Постоянно меняющиеся условия жизни предъявляют к молодому человеку повышенные требования. Далеко не каждый может самостоятельно успешно приспособиться и выполнить все необходимые требования, поэтому в процессе прохождения социальной адаптации молодому человеку помогает не только его семья, но и сотрудники образовательных учреждений такие как: педагоги, воспитатели, психологи, кураторы, преподаватели.

Развитие человеческого капитала молодежи: региональный эффект глобализации / М. В. Журавлева, Ю. Н. Зиятдинова, Л. Р. Ибрашева, и др. ; Казанский национальный исследовательский технологический институт. – Казань : Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2019. – 276 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=683844  – Библиогр.: с. 231-245. – ISBN 978-5-7882-2699-6. – Текст : электронный.

Исследованы технологии и механизмы повышения качества человеческого капитала российской молодежи в условиях глобализации. Представлены результаты изучения положительного влияния глобализации на развитие молодежи на опыте Республики Татарстан как региона, активно вовлеченного в глобализационные процессы.

Динамика идентичности и социальная активность российской молодежи / Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков, С. А. Алексеев, Э. Б. Гаязова ; Казанский национальный исследовательский технологический институт. – Казань : Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2018. – 164 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612999  – Библиогр.: с. 152-161. – ISBN 978-5-7882-2334-6. – Текст : электронный.

Учитывая множественный характер идентификаций, логично ставить вопрос об их конфигурировании. Особенно это значимо применительно к молодежи России. Ведь постсоветские годы развития страны характеризовались нечеткими контурами новой российской гражданско-политической идентичности наряду с вызовами постмодернизма (с его «плавающими идентификациями» и деконструкцией традиционных идентичностей), а также глобализма. Формирование «матрицы идентификаций», ориентирующих российскую молодежь на социально-ответственное поведение и активность, направленную на укрепление и развитие нашей страны – важнейшая задача социальных наук, нашего государства и общества.

Челышева, И. В. Работа с молодежью: политика, управление и творческо-производственная деятельность / И. В. Челышева, О. И. Ефремова, В. С. Шаповалова ; под ред. И. В. Челышевой. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 201 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480157  – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9486-2. – DOI 10.23681/480157. – Текст : электронный.

Монография посвящена анализу проблематики организации работы с молодежью. Авторами рассматриваются современные вопросы управления коллективом, анализируются основные задачи молодежной политики, представлены аспекты организации творческо-производственной деятельности на материале медиакультуры.

Коршунова, Н. Е. Социологическое исследование факторов эффективного совмещения спортивной и учебной деятельности молодежи / Н. Е. Коршунова, О. В. Шатаева, С. В. Шатаев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 140 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=601326 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-1795-9. – DOI 10.23681/601326. – Текст : электронный.

В монографии рассматриваются спорные вопросы совмещения обучения в вузе и спорта среди студенческой молодежи. Представлены теоретико-методологические подходы к пониманию сущности обучения и спорта как видов деятельности. Проведен анализ исследования факторов эффективного совмещения студентами обучения и спорта.

Современный мир и молодежь: ценности, риски, угрозы / Е. П. Савруцкая, Б. А. Жигалев, А. В. Никитин, С. В. Устинкин ; Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. – Нижний Новгород : Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2019. – Том 1. – 268 с. : табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=567476 – Библиогр.: с. 258-265. – ISBN 978-5-85839-334-4. – Текст : электронный.

Теоретические положения и эмпирический материал, содержащиеся в книге, создают общую картину качественных и количественных изменений ценностных ориентаций современной молодежи, ее отношения к политикам, партиям, общественным организациям, раскрывают иерархию факторов социальной среды, оказывающих влияние на формирование ценностного сознания молодого поколения. Полученные результаты представляют интерес в качестве базы исследования современной ситуации, сложившейся в молодежной среде, в системе российского образования, в сфере этнополитических процессов в России и в мире.

Коршунова, Н. Е. Исследовательский проект изучения творческой деятельности и мотивации студенческой молодежи в условиях двухуровневой системы высшего образования / Н. Е. Коршунова, О. В. Шатаева, Е. Н. Акимова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 113 с. : ил., табл., диагр. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=567443  – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0257-3. – DOI 10.23681/567443. – Текст : электронный.

В монографии в четкой структурированной форме изложены вопросы теоретико-методологического обоснования изучения проектной деятельности, эмпирические результаты социологического исследования факторов, способствующих и препятствующих развитию творческой деятельности в условиях двухуровневой системы высшего образования и организация проектной деятельности среди студенческой молодежи. Рекомендуется к использованию преподавателям, бакалаврам и магистрам при изучении курса проектной деятельности в социологии.

Кутянова, И. П. Социализация подростков групп риска : практическое пособие : [16+] / И. П. Кутянова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 164 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572469  – Библиогр.: с. 12

В книге «Социализация трудных подростков» представлены практические программы и инструменты для специалистов по работе с подростками группы риска: описание программы социальной адаптации подростков групп риска «Школа жизни»; Профилактическая игра-квест «Москва — территория здоровья!»; Тренинг полезных жизненных навыков «Путь к успеху!»; Программа профилактики суицидальных рисков «Линия жизни». Представленные в книге программы прошли апробацию и показали свою эффективность в практической работе психологов с подростками группы риска.6-130. – ISBN 978-5-4499-1190-2. – Текст : электронный.

Молодежный экстремизм: понятие и противодействие : учебное пособие / под ред. А. М. Багмет ; Московская академия Следственного комитета Российской Федерации. – Москва : Юнити, 2020. – 320 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=615698  – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-03316-7. – Текст : электронный.

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Коршунова, Н. Е. Социологическое исследование факторов эффективного совмещения спортивной и учебной деятельности молодежи / Н. Е. Коршунова, О. В. Шатаева, С. В. Шатаев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 140 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=601326  – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-1795-9. – DOI 10.23681/601326. – Текст : электронный.

В монографии рассматриваются спорные вопросы совмещения обучения в вузе и спорта среди студенческой молодежи. Представлены теоретико-методологические подходы к пониманию сущности обучения и спорта как видов деятельности. Проведен анализ исследования факторов эффективного совмещения студентами обучения и спорта.

Филиппова, Д. С. Трудовые ценности молодёжи России в условиях новой социальной реальности / Д. С. Филиппова ; Ульяновский государственный университет. – Ульяновск : б.и., 2020. – 115 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=614490 – Текст : электронный.

Российское общество находится на стадии формирования новой социальной реальности, что приводит к глубоким изменениям в ценностных приоритетах общества, неизбежно отражаясь в сфере труда и трудовой деятельности различных групп населения. Такие изменения в ценностной системе общества затрагивают прежде всего молодёжь, так как данная группа наиболее восприимчива к происходящим изменениям. В связи с трансформацией общественной ценностной системы отношение к трудовой деятельности молодого поколения претерпело некоторые изменения, поэтому актуальными становятся вопросы о системе трудовых ценностей современной молодёжи России.

Губанова, А. А. Институт брака в представлениях современной российской молодежи / А. А. Губанова ; Тульский государственный университет. – Тула : б.и., 2020. – 126 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=614494 (дата обращения: 12.04.2022). – Текст : электронный.

В современной России на фоне изменений в области политики, экономики, идеологии, культуры происходит трансформация государственно-демографической сферы, затрагивая, в том числе, и брачно-семейные отношения. Для современного общества брак выступает особой организацией жизнедеятельности людей, юридически оформленный, добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи, рождение и воспитание детей, ведение общего хозяйства.

                                          ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ О МОЛОДЕЖИ:

Макарин А.И., Ветвицкая С.М. МОЛОДЕЖЬ В РОССИИ СЕГОДНЯ: ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ И ПРОБЛЕМЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17862 .

Т. Е. Зерчанинова, Н. П. Мудрецова ПРОФИЛАКТИКА ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ// Alma Mater, № 10, 31 октября 2021, с. 107-111 https://dlib.eastview.com/browse/doc/70998723

Д. М. Логинов РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ// Общественные науки и современность, № 4, 31 августа 2020, с. 5-19. https://dlib.eastview.com/browse/doc/61516075

Кожевников А. М. ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИОННЫЕ  ФАКТОРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ//Власть, № 4, 31 августа 2021, с. 54-60 https://dlib.eastview.com/browse/doc/69162193

М. А. Ядова ЖИЗНЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ МОЛОДЕЖИ В XXI ВЕКЕ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ//Социологические исследования, № 2, 28 февраля 2022, с. 83-93

https://dlib.eastview.com/browse/doc/75329910

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аргентова, Т. Е. Социальная психология молодежи : учебное пособие : [16+] / Т. Е. Аргентова ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2015. – 180 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481422(дата обращения: 12.04.2022). – ISBN 978-5-8353-1860-5. – Текст : электронный.
  2. Герцен, С. М. Социология молодежи: ценностные ориентации : учебное пособие : [16+] / С. М. Герцен ; Тюменский индустриальный университет. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2018. – 204 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572366(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр.: с. 170 — 193. – ISBN 978-5-400-01497-0. – Текст : электронный.
  3. Глинская, О. И. Социальная адаптация и реабилитация молодежи / О. И. Глинская ; г. у. Орловский. – Орел : б.и., 2021. – 111 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=618250(дата обращения: 12.04.2022). – Текст : электронный.
  4. Губанова, А. А. Институт брака в представлениях современной российской молодежи / А. А. Губанова ; Тульский государственный университет. – Тула : б.и., 2020. – 126 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=614494(дата обращения: 12.04.2022). – Текст : электронный.
  5. Динамика идентичности и социальная активность российской молодежи / Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков, С. А. Алексеев, Э. Б. Гаязова ; Казанский национальный исследовательский технологический институт. – Казань : Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2018. – 164 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612999(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр.: с. 152-161. – ISBN 978-5-7882-2334-6. – Текст : электронный.
  6. Евстратова, Т. А. Основы молодежной политики : учебное пособие / Т. А. Евстратова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 243 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473944(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр.: с. 231-237. – ISBN 978-5-4475-9435-0. – DOI 10.23681/473944. – Текст : электронный.
  7. Иванова, А. В. Культурно-образовательное пространство как фактор формирования духовно-нравственных ценностей молодежи : учебное пособие / А. В. Иванова ; науч. ред. Д. В. Шамсутдинова, Р. И. Турханова ; Министерство культуры Российской Федерации, Казанский государственный институт культуры. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 85 с. : схем., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455041(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9009-3. – DOI 10.23681/455041. – Текст : электронный.
  8. Коршунова, Н. Е. Исследовательский проект изучения творческой деятельности и мотивации студенческой молодежи в условиях двухуровневой системы высшего образования / Н. Е. Коршунова, О. В. Шатаева, Е. Н. Акимова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 113 с. : ил., табл., диагр. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=567443(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0257-3. – DOI 10.23681/567443. – Текст : электронный.
  9. Коршунова, Н. Е. Социологическое исследование факторов эффективного совмещения спортивной и учебной деятельности молодежи / Н. Е. Коршунова, О. В. Шатаева, С. В. Шатаев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 140 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=601326(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-1795-9. – DOI 10.23681/601326. – Текст : электронный.
  10. Кутянова, И. П. Социализация подростков групп риска : практическое пособие : [16+] / И. П. Кутянова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 164 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572469(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр.: с. 12
  11. Манько, Ю. В. Социология молодежи : учебное пособие / Ю. В. Манько, К. М. Оганян. – 2-е изд., доп. – Санкт-Петербург : Петрополис, 2010. – 336 с. : табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255793(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9676-0262-7. – Текст : электронный.
  12. Молодежный экстремизм: понятие и противодействие : учебное пособие / под ред. А. М. Багмет ; Московская академия Следственного комитета Российской Федерации. – Москва : Юнити, 2020. – 320 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=615698(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-03316-7. – Текст : электронный.
  13. Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности / сост. и науч. ред. Е. Л. Омельченко ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. – 504 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=600850(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр.: с. 449 — 482. – ISBN 978-5-7598-2128-1 (в обл.). — ISBN 978-5-7598-2208-0 (e-book). – DOI 10.17323/978-5-7598-2128-1. – Текст : электронный.
  14. Новикова, В. И. Ориентация молодежи на общечеловеческие нравственные ценности / В. И. Новикова ; науч. ред. Е. В. Бондаревская. – Таганрог : Таганрогский государственный педагогический институт, 2009. – 228 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=615348(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр.: с. 192-206. – ISBN 978-5-87976-568-7. – Текст : электронный.
  15. Основы волонтерской деятельности : учебное пособие : [16+] / С. Л. Балова, И. А. Безденежных, Е. Водолеева [и др.] ; под ред. И. А. Фирсовой, Р. К. Крайневой ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – Москва : Прометей, 2020. – 215 с. : табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612085(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-907244-73-3. – Текст : электронный.
  16. Развитие человеческого капитала молодежи: региональный эффект глобализации / М. В. Журавлева, Ю. Н. Зиятдинова, Л. Р. Ибрашева, и др. ; Казанский национальный исследовательский технологический институт. – Казань : Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2019. – 276 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=683844(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр.: с. 231-245. – ISBN 978-5-7882-2699-6. – Текст : электронный.
  17. Репин, В. П. Состояние и перспективы ВПВ российской молодежи в проектных технологиях / В. П. Репин ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. – Екатеринбург : б.и., 2020. – 144 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=618376(дата обращения: 12.04.2022). – Текст : электронный.
  18. Современный мир и молодежь: ценности, риски, угрозы / Е. П. Савруцкая, Б. А. Жигалев, А. В. Никитин, С. В. Устинкин ; Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. – Нижний Новгород : Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2019. – Том 1. – 268 с. : табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=567476(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр.: с. 258-265. – ISBN 978-5-85839-334-4. – Текст : электронный.
  19. Социология молодежи : учебно-методическое пособие : [16+] / сост. Е. Е. Кузьмина ; Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – 53 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577388(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр. в кн. – Текст : электронный.
  20. Филиппова, Д. С. Трудовые ценности молодёжи России в условиях новой социальной реальности / Д. С. Филиппова ; Ульяновский государственный университет. – Ульяновск : б.и., 2020. – 115 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=614490(дата обращения: 12.04.2022). – Текст : электронный.
  21. Чирун, С. Н. Молодёжная политика : учебно-методическое пособие : [16+] / С. Н. Чирун ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2018. – 116 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684873(дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8353-2260-2. – Текст : электронный.
  22. Челышева, И. В. Работа с молодежью: политика, управление и творческо-производственная деятельность / И. В. Челышева, О. И. Ефремова, В. С. Шаповалова ; под ред. И. В. Челышевой. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 201 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480157 (дата обращения: 12.04.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9486-2. – DOI 10.23681/480157. – Текст : электронный.

    Периодические издания:

    1. Т. Е. Зерчанинова, Н. П. Мудрецова ПРОФИЛАКТИКА ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ// Alma Mater, № 10, 31 октября 2021, с. 107-111 https://dlib.eastview.com/browse/doc/70998723
    2. Кожевников А. М. ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИОННЫЕ  ФАКТОРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ//Власть, № 4, 31 августа 2021, с. 54-60 https://dlib.eastview.com/browse/doc/69162193
    3. Макарин А.И., Ветвицкая С.М. МОЛОДЕЖЬ В РОССИИ СЕГОДНЯ: ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ И ПРОБЛЕМЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. –№ 6. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17862 .
    4. Д. М. Логинов РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ// Общественные науки и современность, № 4, 31 августа 2020, с. 5-19. https://dlib.eastview.com/browse/doc/61516075
    5. М. А. Ядова ЖИЗНЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ МОЛОДЕЖИ В XXI ВЕКЕ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ//Социологические исследования, № 2, 28 февраля 2022, с. 83-93https://dlib.eastview.com/browse/doc/75329910