ПСИХОЛОГИЯ в жизни, труде, образовании

ПСИХОЛОГИЯ в жизни, труде, образовании

Психология (от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой. Психология изучает все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые. Основная цель данной науки – накопление знаний, представляющих практическую ценность для различных сфер жизни и профессиональной деятельности.

Включает в себя:

  • фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности,
  • прикладную психологию, изучающую психические явления в естественных условиях, с опорой на фундаментальную психологию,
  • практическую психологию — применение психологических знаний на практике.
История появления и развития психологии

Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв. до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.). Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу. А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования. В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:

  •  Душа. В античной греко-римской цивилизации считалось, что каждое живое существо имеет душу, которая полностью определяет его поведение. Данная концепция позволяла объяснять особенности темперамента связью с космосом, реинкарнацией и прочими мистическими явлениями.
  •  Сознание. В XVII веке французский ученый Рене Декарт описал рефлекторную природу поведения и ввёл понятие «сознания». Это был некий «жизненный компас», реагирующий на внешние воздействия и определяющий реакцию человека.
  •  Поведение. Данный подход использовался в начале XX века. Это был период, когда активно проводились эксперименты, позволявшие изучить реакцию людей на определенные события.
  •  Психика. По мере накопления знаний основным предметом изучения постепенно стала психика человека и определяющие её механизмы.

Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.

Великие мыслители

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – основоположник объективного идеализма. Наибольшее место психологическим проблемам Платон отводит в сочинениях – диалогах «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».

В более развернутом виде идеи Сократа были представлены у его ближайшего ученика и последователя – Платона. С этих пор развитие античной философии и психологии, а также философии и психологии всех последующих столетий происходит в незатухающей борьбе двух противоположных течений – материализма и идеализма.

Сочинение Аристотеля ( 384 г. до н.э-322 г. до н.э.) посвященное теме души. В отличие от своего учителя Платона, Аристотель настаивает, что многие состояния души зависят от состояния тела. В самом широком смысле душа является принципом жизни для всех существ, — как для растений, так и для животных.

Несмотря на то, что психологические вопросы разбирались в трактатах по медицине и философии, Авиценна (908-1037) посвятил психологии отдельные труды, среди которых «Поэма о душе», «Брошюра об объяснении дорогой субстанции», «Очерк о человеческих силах и их познаниях», «Подарок раиса (главы философов) правителю», «Брошюра о душе». Его «Книга исцеления» (в 18 томах) в разделе «Физика» содержит своего рода психологическую энциклопедию арабского средневековья — «Книгу о душе».

Вольфу Х. (1679-1754) принадлежит заслуга разработки немецкой психологической терминологии. Само слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода книг Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Вольф является автором теории, получившей название «психология способностей». Ведущими положениям теории были рационалистический подход к познанию и идея спонтанной активности души. Спонтанная активность души становится ее главной характеристикой, которая придает активность и всем душевным процессам, прежде всего, процессам познания.

Вундт В. (1832-1920) — основоположник экспериментальной и культурной психологии

1. Психология как самостоятельная наука. Вундт является одним из первых и наиболее известных разработчиков программы развития психологии как самостоятельной науки.
Он доказал, что психология имеет свои законы: а) закон творческого синтеза, б) закон психических отношений, в) закон контраста, г) закон гетерогенности целей (Heterogonie der Zwecke).
2. Физиологическая психология. Предложил план разработки физиологической психологии как отдельной науки, использующей метод лабораторного эксперимента       

3. Экспериментальная психология. Он считается основателем экспериментальной психологии. Ввел в психологию экспериментальный метод исследования, а также использовал интроспекцию.
4. Первая психологическая лаборатория. Основатель первой научной психологической лаборатории (1879) в Лейпцигском университете.
5. Первый психологический журнал. Основатель первого психологического журнала «Философские исследования» (1881), с 1903 «Психологические исследования».
6. Культурная психология. Пионер в разработке проблем культурной психологии или психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
7. Методы исследования. Методом исследования высших психических процессов (наряду с экспериментом и интроспекцией) является анализ проявлений человеческого духа и продуктов творческой деятельности: языка, сказок, мифов, обычаев, искусства и религии.

Психология: классические труды

Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного : монография / К.Г. Юнг ; пер. В.В. Зеленский. – Москва : Когито-Центр, 2010. – 352 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56524

Работы, вошедшие в данную книгу, знаменуют поворотный пункт в истории аналитической психологии, здесь изложены основные положения, на которых зиждется большая часть поздних работ Карла Густава Юнга. Перевод осуществлен по 7 и 18 томам собрания сочинений Юнга, изданного Принстонским университетом.
Книга адресована специалистам — психологам, философам, историкам культуры — и всем, кто интересуется вопросами аналитической психологии.

Юнг, К.Г. Ответ Иову. Психология бессознательного : монография / К.Г. Юнг. – Москва : Директ-Медиа, 2008. – 282 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39705

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психолог и психиатр, создатель одного из вариантов психоанализа — аналитической психологии. «Ответ Иову» — важнейшая работа Юнга, в которой он применяет принципы аналитической психологии к исследованию основных догматов и символов христианской религии. Работы, вошедшие в книгу «Психология бессознательного», знаменуют поворотный пункт в истории аналитической психологии, здесь изложены основные положения, на которых зиждется большая часть поздних работ Карла Густава Юнга.

Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд. – 3-е изд., перераб. – Москва : Современный гуманитарный университет, 2010. – 523 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275169

Вниманию читателей представлена основная работа Зигмунда Фрейда, в которой систематизировано изложена концепция психоаналитической теории личности. Книга рассчитана на широкий круг специалистов, студентов, а также на всех интересующихся положениями и принципами психоаналитической теории личности.

 

Кинодо, Ж. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе / Ж. Кинодо ; пер. О.Я. Журавлева. – Москва : Когито-Центр, 2012. – 410 с. – (Библиотека психоанализа). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86261

В основу данной книги положен опыт проведения семинара по изучению трудов Зигмунда Фрейда, организованного Жан-Мишелем Кинодо в 1998 году в рамках подготовки специалистов в Психоаналитическом центре им. Раймона де Соссюра (Женева). Каждая глава книги посвящена отдельному произведению Фрейда, причем хронологический принцип изложения позволяет читателю представить ход мысли основателя психоанализа, а системность подачи материала формирует целостное впечатление об изучаемой работе трудах. Отдельное место в книге уделено изложению принципов активного изучения творчества Фрейда.

Соловьев, В.С. Философские работы 2-й половины 1890-х гг. / В.С. Соловьев. – Москва : Директ-Медиа, 2012. – 194 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=130116

В состав электронного издания вошли работы выдающегося русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853–1900), написанные им во 2-й половине 1890-х годов.
В заключении своей главной работы «Оправдание добра» В.С. Соловьев сформулировал перед собой задачу — «оправдание истины», которую призвано было решить новое произведение философа. Три первые статьи из задуманного большого труда были опубликованы в журнале «Вопросы философии и психологии». Уже во время издания теоретические размышления В.С. Соловьева вызвали серьезные критические споры (Лопатин Л.М. и др.). Под названием «Теоретическая философия», принятым редактором первого Собрания сочинений философа, данные статьи вошли в научный оборот.

Бехтерев, В. Внушение и его роль в общественной жизни [Текст] / В. Бехтерев. — СПб. : Питер, 2001. — 256 с. — (Психология — классика). — ISBN 5-318-00389-3 : 37.05. Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113)

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), выдающийся русский физиолог, психиатр, психолог, создатель рефлексологии — оригинальной естественнонаучной теории поведения, внесшей значительный вклад в развитие наук о человеке. В настоящее издание включена книга «Внушение и его роль в общественной жизни», где раскрываются сущность внушения как психического феномена, механизмы возникновения психических эпидемий и роль различных видов внушения в их зарождении и распространении во время кризисных ситуаций в обществе, а также статьи, тематически примыкающие к этой работе.

Хиллман, Дж. Исцеляющий вымысел [Текст] / Хиллман Дж. ; пер. с англ. Ю. М. Донца ; под общ. ред. В. В. Зеленского. — СПб. : Б.С.К., 1997. — 181 с. — (Библиотека аналитической психологии). — ISBN 5-88925-010-8 : б/ц Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113)

Книга продолжает серию «Библиотека аналитической психологии». В своей новой книге Хиллман ставит, казалось бы, разрушительный для современной психотерапии вопрос: «Чего хочет душа?». И отвечает: «Душа жаждет вымысла, способного исцелить». Обращаясь к трудам трех великих зачинателей глубинной психологии — Фрейда, Юнга и Адлера,— автор внимательно исследует такие понятия, как «история болезни», «активное воображение» и «чувство неполноценности». Разбор конкретных примеров клинического материала активного воображения позволяет Хиллману установить, что душа исцеляется, рассказывая себе «более замечательную историю». Вымысел в данном случае выступает в качестве «растворителя» прежней системы верований, удерживающих душу взаперти в мучительной болезненной безысходности.

Ждан, А. Н. История психологии [Текст] : от античности до наших дней : учебник для вузов / А. Н. Ждан ; МГУ им. М. В. Ломоносова. — 7-е изд., испр. и доп. — М. : Академический Проект : Фонд «Мир», 2007. — 570 с. : ил. — (Классический университетский учебник). — Библиогр. в конце глав. — ISBN 978-5-8291-0811-3 (Академический проект). — ISBN 978-5-902357-62-9 (Фонд «Мир») : 138.90. Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113) 

Учебник представляет результат многолетнего опыта преподавания автором курса «История психологии» в Московском государственном университете. Представлено систематическое изложение истории отечественной и зарубежной психологии от Античности до настоящего времени как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания. Рассмотренные трансформации предмета психологии в совокупности представляют выработанные наукой на протяжении многовекового пути ее развития подходы к познанию психического.

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой многоотраслевую науку. Отрасли психологии являются относительно самостоятельными развивающимися направлениями. Их условно разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные). Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития.

Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля, рефлексия), исполнительные функции, психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния. Возникновение общей психологии в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С. Л. Рубинштейна, создавшего в 1940 г. фундаментальный труд «Основы общей психологии».

Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят, например, педагогическая психология, психология развития, психология личности, дифференциальная психология, сравнительная психология, социальная психология (включая психологию толпы, психологию мира), политическая психология, клиническая (медицинская) психология, юридическая психология, экономическая психология, военная психология, психология искусства, психология творчества, психология науки, психология спорта, психология религии и многие другие.

Сергей Леонидович Рубинштейн советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (действительный член АПН РСФСР (1945). Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» (1935) и «Основы общей психологии» (1940, 1946). Первый советский психолог — лауреат Сталинской премии (1942). Основатель кафедры и отделения психологии при философском факультете МГУ (1943), а также первой в стране организации психологов, созданной под эгидой АН СССР — Сектора психологии Института философии АН СССР (1943). В конце 1940-х годов в ходе антикосмополитической кампании в Советском Союзе подвергся критике и был снят с ряда административных постов. Вошёл в первый состав редакционной коллегии журнала «Вопросы психологии». В 1959 г. был номинирован на Ленинскую премию, но награжден не был: скончался в январе 1960 г.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] . — СПб. : Питер, 2002. — 712 с.. — (Мастера психологии). — Библиогр.: с. 670-678. — ISBN 5-314-00016-4 Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113) 

Классический труд С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали «Основы…» настольной книгой для нескольких поколений психологов, философов. Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии.

Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. техн. вузов / А. И. Волкова [и др.]. — М. : МарТ, 2005. — 620 с. — (Учебный курс). — Библиогр.: с. 608-614 (149 назв.). — ISBN 5-241-00510-2 : 136.71. Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113)
В книге охарактеризованы предмет и методы психологии, дано общее представление о психике человека. Рассмотрен человек как элемент социальной системы, отражены психологические аспекты трудовой деятельности, взаимодействие человека и техники. Дано представление об образовании человека, воспитании в коллективе и семье. Адресовано студентам высших технических учебных заведений и соответствует Государственному образовательному стандарту.

Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 1997. — 734 с. — ISBN 5-85880-198-6. — ISBN 5-222-00053-2 : 35.00. Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113) 

В учебном пособии доступно и кратко излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Современные психологические концепции», «Психология личности», «Социальная психология», «Инженерная психология и психология труда», «Педагогическая психология». Содержатся практические рекомендации по развитию внимания, памята, мышления, саморегуляции, успешности общения и личностного самосовершенствования. Учебное пособие предназначено для студентов вузов, техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования.

Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 книгах / Р.С. Немов. – 5-е изд. – Москва : Владос, 2013. – Книга 1. Общие основы психологии. – 688 с. Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113) 

Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по психологии, рассчитанной на 250 аудиторных часов, т. е. на изучение психологии в течение четырех семестров. Книга 1 содержит общие основы психологических знаний, а также знания из области психофизиологии, психологии человеческой деятельности и познавательных процессов, психологии личности, межличностных отношений, социальной психологии, истории психологии.

Караванова, Л.Ж. Психология : учебное пособие / Л.Ж. Караванова. – 3-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 264 с. : ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573209 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения и представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология». Представленные материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов. В комплект с учебным пособием входят «Практикум» и «Рабочая тетрадь для студентов», что обеспечивает комплексный подход и глубокое изучение дисциплины.

Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания [Текст] : в 2 т. : учеб. пособие для студ. вузов. Т. 1 / Б. М. Величковский. — М. : Смысл : Academia, 2006. — 447 с. : ил. — (Основы современного человекознания). — ISBN 5-89357-217-3 (Смысл). — ISBN 5-7695-2984-9 (Академия) : 595.00. Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113)

В первой на русском языке книге по когнитивной науке изложены результаты междисциплинарных исследований познавательных процессов у человека. Подробно рассмотрены восприятие и действие, внимание и сознание, речевое общение и мышление, память и представление знаний, взаимодействие интеллекта и аффекта, а также философские и прикладные проблемы, стоящие перед когнитивной наукой. Для психологов, лингвистов, информатиков, физиологов, философов и всех специалистов, работа которых связана с учетом познавательных возможностей человека, а также студентов и аспирантов соответствующих специальностей, углубленно изучающих эту область.

Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учебник для студ. вузов / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2007. — 363 с. : ил. — Библиогр. в конце глав. — ISBN 5-7567-0274-3 : 176.59. Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113)

Учебник представляет собой систематический курс социальной психологии. Излагаются фундаментальные проблемы (общение, социальная психология групп, социальная психология личности). Характеризуются предмет социальной психологии, исторические вехи ее развития, методология и методы исследования. Четко поставлена проблема несовпадения принципа социальной детерминации психологических феноменов и прямого «служения» определенному политическому режиму. Этой же идее служит краткий обзор современных теоретических ориентаций в зарубежной социальной психологии.

Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс ; пер. с англ. З. Замчук. — 7-е изд. — М. : Питер, 2007. — 794 с. : ил. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-88782-430-7 : 319.00. Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113)

В седьмом издании «Социальной психологии» обобщаются результаты самых последних исследований различных социальных явлений. Представлены теории и данные, которые, с одной стороны, вполне доступны рядовому студенту, а с другой — не освещаются в иных курсах по социологии или психологии. В этом издании, так же как и в предыдущем, большое внимание уделено различным культурам, фундаментальным принципам социального мышления, социального влияния и социального поведения. Автор иллюстрирует эти принципы транснациональными примерами. Живой язык автора, обзор социально-психологических и общепсихологических теорий, описание разнообразных экспериментов, несомненно, привлекут внимание не только студентов-психологов и их преподавателей, но и социологов, философов, политологов.

Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии : монография / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский ; Российская Академия Наук и др. – Москва : Институт психологии РАН, 2015. – 712 с. : табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430628

Книга посвящена осмыслению методологических подходов и теоретических концепций, на которых основываются исследования по психологии труда, организационной и инженерной психологии. Прослеживается тенденция к возрождению интереса ученых к проблематике труда и наукам, которые изучают труд, а также к большей представленности психологии труда в организационно-психологической проблематике. Психологи ставят перед собой новые гуманистические задачи: как помочь профессионалу построить новые жизненные перспективы, оценить достигнутое и открыть новые личностные смыслы своей деятельности.

Толочек, В. А. Современная психология труда [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Толочек. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2008. — 431 с. : ил. — (Учебное пособие). — Библиогр.: с. 418-431 (325 назв.). — ISBN 978-5-388-00047-7 : 259.00. Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113)

В книге рассматриваются основные вопросы и научные понятия, используемые в учебной дисциплине «Психология труда», раскрываются взаимосвязи изучаемых психологических феноменов, а также характера социального заказа и особенностей развития самой дисциплины, анализируются тенденции развития интегральных научных дисциплин, их понятийного и методологического арсенала. В издании рассматриваются изменения организации и содержания труда человека на протяжении XX столетия, в том числе в последние 15-20 лет, приводятся примеры эволюции научных парадигм в зависимости от развития общества, субъекта деятельности техники и технологий производства. Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов, аспирантов, преподавателей.

Психология труда, инженерная психология и эргономика в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Е. А. Климов [и др.] ; под редакцией Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00129-7. — Текст

В учебнике раскрыты проблемы психологии труда: психология трудовой мотивации, развития человека как субъекта труда, психологии профессионализма, прогнозирования успешности организационного поведения, а также индивидуального стиля деятельности, психологических условий оптимизации групповых форм труда. Издание впервые объединяет три смежных отрасли науки, представляет историю их становления, современное состояние и перспективы развития. Книга поможет профессиональным психологам внести свой вклад в дело экономического роста промышленности, повышения обороноспособности и процветания народов России. Издание содержит выводы по главам, вопросы и задания, а также списки рекомендуемой литературы. Дополнительный материал, расположенный в электронной библиотечной системе «Юрайт» (biblio-online.ru), поможет студентам лучше усвоить изучаемый материал.

Ананьев, В. А. Психология здоровья [Текст] / В. А. Ананьев. — СПб. : Речь, 2006. — 384 с. : ил. — Библиогр.: с. 376-381. — ISBN 5-9268-0486-8 : 314.00. Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113) 

В последние годы как в нашей стране, так и за рубежом формируется новое научное направление — «Психология здоровья», синтезирующее знания о психологических причинах здоровья, методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья является междисциплинарной наукой, представляя собой фундамент валеологии — науки об индивидуальном здоровье. Эта книга не только необходимое для студентов учебное пособие, где излагаются авторские концептуальные воззрения на проблему сохранения и развития здоровья, на причины формирования различных заболеваний; помимо того в ней представлены оригинальные идеи развития личности человека, что должно привлечь внимание психологов, психотерапевтов, врачей, валеологов, педагогов, всех тех, кто приблизился к пониманию психосоматических соотношений при анализе здоровья и болезни, а также тех, кто находится в процессе самосовершенствования.

Еникеев, М. И. Юридическая психология [Текст] : учебник для вузов / М. И. Еникеев. — М. : Норма, 2006. — 502 с. — ISBN 5-89123-258-8 : 160.65. Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113)

Учебник соответствует учебной программе для вузов. В нем рассматриваются содержание и основные проблемы юридической психологии, правовой психологии. Особое внимание уделяется психологическим аспектам организованной преступности. Анализируются вопросы, возникающие в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства. Исследуются пенитенциарная психология и психология гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства. Издание содержит словарь терминов общей и юридической психологии. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и других гуманитарных вузов.

Учебно-методические пособия ИТА ЮФУ

Голубева, Елена Валериевна. Развитие личности профессионала [Текст] : учеб. пособие / Голубева, Елена Валериевна, Лызь, Александр Евгеньевич ; ЮФУ, ИТА. — Ростов н/Д-Таганрог : Изд-во ЮФУ, 2017. — 88 с. — Доступен в электронном виде. — Библиогр.: с. 84-87 (17 назв.). — ISBN 978-5-9275-2480-8 : 200.00. — UML_5823.pdf

Рассматриваются проблемы личности, ее самопознания, самоопределения и самореализации. Пособие адресовано студентам, изучающим курс «Психология профессионального саморазвития», а также всем, кто интересуется вопросами развития личности в профессии.

Истратова, Оксана Николаевна. Психология эффективного общения и группового взаимодействия [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Истратова, Оксана Николаевна, Эксакусто, Татьяна Валентиновна ; ЮФУ, ИТА. — Ростов н/Д-Таганрог : Изд-во ЮФУ, 2018. — 191 с. : ил. — Доступен только в электронном виде. — Библиогр.: с. 143-146 (51 назв.). — ISBN 978-5-9275-2848-6 : б/ц. — UML_5768.pdf

В пособии рассматриваются вопросы эффективного общения и группового взаимодействия, которые являются важнейшими для формирования компетенций Soft skills. Учебное пособие ориентировано как на получение теоретических знаний, так и на формирование навыков коммуникативной и социальной компетентности: эффективного восприятия и понимания в общении, навыков вербальной и невербальной коммуникации в деловых и межличностных отношениях; развитие речевых навыков (в частности навыков публичного выступления), навыков группового взаимодействия и т. п. Работа адресована студентам бакалавриата и специалитета всех направлений подготовки ИКТИБ, изучающим курс «Психология профессионального саморазвития», а также студентам ИТА ЮФУ, изучающим курс МУАМ «Психология эффективного общения и группового взаимодействия».

Обухова, Ю.В. Актуальные вопросы психологии личности: теория и практика / Ю.В. Обухова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2018. – 143 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499912

Учебное пособие представляет собой учебный модуль «Психология личности» в рамках курса «Психология». Оно включает в себя 11 тем, в которых рассматриваются понятийный аппарат психологии личности, методы исследования личности, отечественные и зарубежные теории личности. В нем содержится необходимый материал для проведения лекционных и практических занятий, приведены интересные факты из биографий выдающихся психологов, вопросы для самоподготовки, творческие задания. Предназначено для студентов естественнонаучных направлений подготовки.

Эксакусто, Татьяна Валентиновна. Основы психологии делового общения [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Эксакусто, Татьяна Валентиновна ; ЮФУ, ИТА, ИКТИБ, Каф. П и БЖ. — Таганрог : Изд-во ЮФУ, 2015. — 162 с. : ил. — Доступен только в электронном виде. — Библиогр.: с. 158-160 (56 назв.). — ISBN 978-5-9275-1712-1 : б/ц. — UML_5648.pdf 

В учебном пособии рассматриваются как обще-психологические понятия: межличностные отношения, общение, так и специфические понятия, затрагивающие вопросы делового общения и взаимодействия. Раскрываются вопросы коммуникации, перцепции, интеракции, рассматриваются вербальная и невербальная знаковые системы коммуникации. В учебном пособии подробно обсуждается проблема делового общения, его специфических форм проявления, уделяется внимание невербальной коммуникации в деловом общении. Работа адресована магистрантам, студентам, изучающим курс «Психология делового общения», а также курс «Психология управления личностными ресурсами».

Статьи из периодических изданий

Проблема психологического состояния общества и политических процессов в современной России / Т. А. Нестик, А. В. Селезнева, Е. Б. Шестопал, А. В. Юревич
// Вопросы психологии. — 2021. — Т. 67, № 5. — С. 3-14. — Библиогр. в конце ст. https://dlib.eastview.com/browse/publication/79646

В статье анализируются феномен психологического состояния общества и его связь с политикой. Рассматриваются социально-психологические, политологические и политико-психологические подходы к изучению психологического состояния общества, которое предлагается понимать как совокупность массовых и коллективных переживаний, представлений, образов, ценностей и установок, влияющих на функционирование социальных институтов. Выделяются мотивационно-аффективные и социально-когнитивные характеристики психологического состояния общества, которые могут оказать влияние на политические процессы в современной России.

Неврюев, А. Н. Связь отношения к дистанционному обучению студентов с отчуждением от учебы и эмоциональным выгоранием = The Relationship between the Students’ Attitude toward Distance Learning, Alienation from Studying and Emotional Burnout / Неврюев А. Н., Сычев О. А., Сариева И. Р.
// Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 1. — С. 136-146. — Библиогр. в конце ст. (13 назв.). https://dlib.eastview.com/browse/publication/69791

Представлены результаты исследования характера связи между предпочтениями студентами дистанционного или традиционного обучения с отчуждением от учебы и эмоциональным выгоранием с учетом субъективной оценки успешности учебы, самоконтроля и академического контроля. Делается вывод о том, что предпочтения в выборе между дистанционной или традиционной формой обучения отражают мотивационно-смысловые и регуляторные особенности учебной деятельности студентов в период пандемии COVID-19.

Учаев, А. В. Современные методы выявления скрываемой информации / А. В. Учаев
// Психологический журнал. — 2022. — Т. 43, № 1. — С. 42-50. — Библиогр. в конце ст. (31 назв.). https://dlib.eastview.com/browse/publication/614

Способность выявлять ложь в высказываниях других людей человеком, не прошедшим специального обучения, колеблется на уровне случайного угадывания. При этом, как показывают исследования, значительное количество соискателей различных должностей, а также людей, находящихся под следствием, скрывают информацию для достижения собственных целей. В данной статье осуществляется обзор вышеуказанных методов детекции лжи с сопоставлением их эффективности и перспективами использования.

Популярно о психологии

Психология масс [Текст] / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : БАХРАХ-М, 2006. — 591 с. — ISBN 5-94648-047-2 : 104.00. Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113)

Хрестоматии Д. Я. Райгородского по психологии личности и психологии характера хорошо известны студентам, специалистам и самому широкому кругу читателей. Данная книга знакомит читателя с важнейшими работами в чрезвычайно актуальной для настоящего времени области психологии — психологии масс. Для студентов факультетов психологии, специалистов психологов, социологов, педагогов, юристов, профессиональных политиков, для всех, кого интересуют проблемы массового сознания и поведения людей.

 

Медреш, Е.В. Между прочерками: фантазии в манере Гештальта / Е.В. Медреш. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 192 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253970

Вторая книга известного мастера психотерапии, посвященная действительно важнейшему для человека искусству – искусству быть живым. Искусству встречаться и расставаться, работать, путешествовать, создавать и прислушиваться, побеждать и сдаваться, не чувствуя себя при этом ни жертвой жизни, ни ее начальником.
Друзья и ученики автора настоятельно рекомендуют эту книгу всем, кто сознательно, добровольно, по счастливой случайности, а также по неосторожности или недосмотру встретился с ней.

Коленда, Н. Система убеждения: как влиять на людей с помощью психологии / Н. Коленда ; ред. О. Улантикова ; пер. Е. Воробьева. – Москва : Альпина Паблишер, 2018. – 253 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495612

Можно ли эффективно и без нарушения этических норм уговорить другого человека выполнить вашу не самую приятную просьбу? Как убедить оппонента в своей правоте, не используя обман или агрессивные методы давления? Как склонить на свою сторону любых сомневающихся в вашей правоте? Автор книги, исследователь Ник Коленда, предлагает воспользоваться особой методикой убеждения, разработанной им на основе когнитивной психологии и анализа результатов тематических исследований. Каждый теоретический постулат автор подкрепляет примером из жизни. Эту интересную методику из семи последовательных шагов можно использовать где угодно: дома, в общении с друзьями и на работе, в магазине и на отдыхе. Она поможет вам в совершенно разных ситуациях: и заработать хорошую репутацию в глазах начальника, и наконец-то приучить детей есть овощи. Любое общение — это в той или иной мере убеждение, поэтому чем лучше вы научитесь убеждать других, тем большего сможете добиться в жизни.

Крогерус, М. Книга перемен : научно-популярное издание : [16+] / М. Крогерус, Р. Чеппелер ; ил. Ф. Эрнхарта, Д. Грёдаль ; пер. с нем. Е. Турчаниновой. – Москва : Олимп-Бизнес, 2016. – 192 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494740

Эта книга о переменах. О мелких — казалось бы, незначительных, бытовых. И о глобальных переменах во всемирной истории, с трудом поддающихся осмыслению. И о подспудно преследующем нас ощущении, что мы можем что-то изменить. Но для того, чтобы что-то менять, необходимо понимание. Для тех, кто ждет перемен: предлагаемые нами 52 модели помогут осознать прошлое и будущее, понять, почему одни оказываются в победителях, а другие в проигравших, кто пишет правила игры, а кто их нарушает. И что предпринять, чтобы активно участвовать в изменении нашего мира.

Сизанов, А. Н. Тесты и психологические игры [Текст] : ваш психологический портрет / А. Н. Сизанов. — М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2002. — 575 с. : ил. — Библиогр.: с. 568-569. — ISBN 5-17-010522-3 : 70.38. Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ (А. 113)

Успех в профессиональной деятельности, бизнесе, учебе, личной жизни во многом обеспечивается знанием человеческой психологии. Автор, известный психолог, составил интересный сборник тестов, опросников, заданий, которые помогут каждому получить представление о своих возможностях, разобраться в психологии окружающих людей, научиться правильно строить отношения в трудовом коллективе и дома. А кроме того, познание самого себя — весьма интересное занятие. Широкому кругу читателей. Книга особенно будет полезна тем, чей род деятельности основан на взаимоотношениях с людьми, — учителям, психологам, врачам, юристам, менеджерам и т. д.

Выставка знакомит с изданиями, представленными в электронных ресурсах русскоязычных баз данных ЗНБ ЮФУ
Полнотекстовая база данных русскоязычных периодических изданий ИВИС https://dlib.eastview.com/browse/udb/12
Электронно-библиотечная система«Университетская библиотека oнлайн» http://www.biblioclub.ru/
Электронно-библиотечная система издательства ЮРАЙТ www.urait.ru
Книжный фонд НТО ЗНБ ЮФУ
Список использованной литературы
  1. Ананьев, В. А. Психология здоровья [Текст] / В. А. Ананьев. — СПб. : Речь, 2006. — 384 с. : ил. — Библиогр.: с. 376-381. — ISBN 5-9268-0486-8 : 314.00.
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учебник для студ. вузов / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2007. — 363 с. : ил. — Библиогр. в конце глав. — ISBN 5-7567-0274-3 : 176.59.
  3. Бехтерев, В. Внушение и его роль в общественной жизни [Текст] / В. Бехтерев. — СПб. : Питер, 2001. — 256 с. — (Психология — классика). — ISBN 5-318-00389-3 : 37.05.
  4. Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания [Текст] : в 2 т. : учеб. пособие для студ. вузов. Т. 1 / Б. М. Величковский. — М. : Смысл : Academia, 2006. — 447 с. : ил. — (Основы современного человекознания). — ISBN 5-89357-217-3 (Смысл). — ISBN 5-7695-2984-9 (Академия) : 595.00.
  5. Голубева, Елена Валериевна. Развитие личности профессионала [Текст] : учеб. пособие / Голубева, Елена Валериевна, Лызь, Александр Евгеньевич ; ЮФУ, ИТА. — Ростов н/Д-Таганрог : Изд-во ЮФУ, 2017. — 88 с. — Доступен в электронном виде. — Библиогр.: с. 84-87 (17 назв.). — ISBN 978-5-9275-2480-8 : 200.00. — pdf
  6. Еникеев, М. И. Юридическая психология [Текст] : учебник для вузов / М. И. Еникеев. — М. : Норма, 2006. — 502 с. — ISBN 5-89123-258-8 : 160.65.
  7. Ждан, А. Н. История психологии [Текст] : от античности до наших дней : учебник для вузов / А. Н. Ждан ; МГУ им. М. В. Ломоносова. — 7-е изд., испр. и доп. — М. : Академический Проект : Фонд «Мир», 2007. — 570 с. : ил. — (Классический университетский учебник). — Библиогр. в конце глав. — ISBN 978-5-8291-0811-3 (Академический проект). — ISBN 978-5-902357-62-9 (Фонд «Мир») : 138.90.
  8. Истратова, Оксана Николаевна. Психология эффективного общения и группового взаимодействия [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Истратова, Оксана Николаевна, Эксакусто, Татьяна Валентиновна ; ЮФУ, ИТА. — Ростов н/Д-Таганрог : Изд-во ЮФУ, 2018. — 191 с. : ил. — Доступен только в электронном виде. — Библиогр.: с. 143-146 (51 назв.). — ISBN 978-5-9275-2848-6 : б/ц. — pdf
  9. Караванова, Л.Ж. Психология : учебное пособие / Л.Ж. Караванова. – 3-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 264 с. : ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573209
  10. Кинодо, Ж. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе / Ж. Кинодо ; пер. О.Я. Журавлева. – Москва : Когито-Центр, 2012. – 410 с. – (Библиотека психоанализа). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86261
  11. Коленда, Н. Система убеждения: как влиять на людей с помощью психологии / Н. Коленда ; ред. О. Улантикова ; пер. Е. Воробьева. – Москва : Альпина Паблишер, 2018. – 253 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495612
  12. Крогерус, М. Книга перемен : научно-популярное издание : [16+] / М. Крогерус, Р. Чеппелер ; ил. Ф. Эрнхарта, Д. Грёдаль ; пер. с нем. Е. Турчаниновой. – Москва : Олимп-Бизнес, 2016. – 192 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494740
  13. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс ; пер. с англ. З. Замчук. — 7-е изд. — М. : Питер, 2007. — 794 с. : ил. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-88782-430-7 : 319.00Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 книгах / Р.С. Немов. – 5-е изд. – Москва : Владос, 2013. – Книга 1. Общие основы психологии. – 688 с.
  14. Медреш, Е.В. Между прочерками: фантазии в манере Гештальта / Е.В. Медреш. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 192 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253970
  15. Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 книгах / Р.С. Немов. – 5-е изд. – Москва : Владос, 2013. – Книга 1. Общие основы психологии. – 688 с.
  16. Обухова, Ю.В. Актуальные вопросы психологии личности: теория и практика / Ю.В. Обухова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2018. – 143 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499912
  17. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. техн. вузов / А. И. Волкова [и др.]. — М. : МарТ, 2005. — 620 с. — (Учебный курс). — Библиогр.: с. 608-614 (149 назв.). — ISBN 5-241-00510-2 : 136.71.
  18. Психология масс [Текст] / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : БАХРАХ-М, 2006. — 591 с. — ISBN 5-94648-047-2 : 104.00.Е. А. Климов [и др.] ; под редакцией Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00129-7. — Текст
  19. Психология труда, инженерная психология и эргономика в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Е. А. Климов [и др.] ; под редакцией Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00129-7. — Текст
  20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] . — СПб. : Питер, 2002. — 712 с.. — (Мастера психологии). — Библиогр.: с. 670-678. — ISBN 5-314-00016-4
  21. Сизанов, А. Н. Тесты и психологические игры [Текст] : ваш психологический портрет / А. Н. Сизанов. — М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2002. — 575 с. : ил. — Библиогр.: с. 568-569. — ISBN 5-17-010522-3 : 70.38.
  22. Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии : монография / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский ; Российская Академия Наук и др. – Москва : Институт психологии РАН, 2015. – 712 с. : табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430628
  23. Соловьев, В.С. Философские работы 2-й половины 1890-х гг. / В.С. Соловьев. – Москва : Директ-Медиа, 2012. – 194 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=130116
  24. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 1997. — 734 с. — ISBN 5-85880-198-6. — ISBN 5-222-00053-2 : 35.00.
  25. Толочек, В. А. Современная психология труда [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Толочек. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2008. — 431 с. : ил. — (Учебное пособие). — Библиогр.: с. 418-431 (325 назв.). — ISBN 978-5-388-00047-7 : 259.00.
  26. Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд. – 3-е изд., перераб. – Москва : Современный гуманитарный университет, 2010. – 523 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275169
  27. Хиллман, Дж. Исцеляющий вымысел [Текст] / Хиллман Дж. ; пер. с англ. Ю. М. Донца ; под общ. ред. В. В. Зеленского. — СПб. : Б.С.К., 1997. — 181 с. — (Библиотека аналитической психологии). — ISBN 5-88925-010-8 : б/ц
  28. Эксакусто, Татьяна Валентиновна. Основы психологии делового общения [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Эксакусто, Татьяна Валентиновна ; ЮФУ, ИТА, ИКТИБ, Каф. П и БЖ. — Таганрог : Изд-во ЮФУ, 2015. — 162 с. : ил. — Доступен только в электронном виде. — Библиогр.: с. 158-160 (56 назв.). — ISBN 978-5-9275-1712-1 : б/ц. — pdf 
  29. Юнг, К.Г. Ответ Иову. Психология бессознательного : монография / К.Г. Юнг. – Москва : Директ-Медиа, 2008. – 282 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39705
  30. Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного : монография / К.Г. Юнг ; пер. В.В. Зеленский. – Москва : Когито-Центр, 2010. – 352 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56524
  31. Неврюев, А. Н. Связь отношения к дистанционному обучению студентов с отчуждением от учебы и эмоциональным выгоранием = The Relationship between the Students’ Attitude toward Distance Learning, Alienation from Studying and Emotional Burnout / Неврюев А. Н., Сычев О. А., Сариева И. Р.
    // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 1. — С. 136-146. — Библиогр. в конце ст. (13 назв.). https://dlib.eastview.com/browse/publication/69791
  32. Проблема психологического состояния общества и политических процессов в современной России / Т. А. Нестик, А. В. Селезнева, Е. Б. Шестопал, А. В. Юревич
    // Вопросы психологии. — 2021. — Т. 67, № 5. — С. 3-14. — Библиогр. в конце ст. https://dlib.eastview.com/browse/publication/79646
  33. Учаев, А. В. Современные методы выявления скрываемой информации / А. В. Учаев
    // Психологический журнал. — 2022. — Т. 43, № 1. — С. 42-50. — Библиогр. в конце ст. (31 назв.). https://dlib.eastview.com/browse/publication/614