300-летие Канта

Нынешний День Земли в 2024 году ознаменован 300-летием со дня рождения общепризнанного  основоположника немецкой классической философии Иммануила  Канта.

Иммануил  Кант (нем. Immanuel Kant родился  22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия —умер  12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, один из центральных мыслителей эпохи Просвещения. Многие называют его великим, хотя он, если разобраться, великим не был. Пишут, что когда он выступал перед студентами, над кафедрой торчала только его голова.

Удивительно, но Кант почти никогда никуда из своего Кёнигсберга не выезжал. Во всяком случае за пределы Пруссии не выезжал. Не путешествовал. Не бывал в других странах. Не видел гор. Не видел вулканов. Все его знания взяты из книг и от общения с некоторыми мыслителями.

В гимназии Кант изучал древние языки и Библию, философию, логику и прочие предметы. Ему тяжело давалась теология, но, тем не менее, по выходе из гимназии он обладал обширными знаниями в этой области. Там он получил знания о древнегреческой философии и литературе — в частности, студенты читали хрестоматию Иоганна Геснера, в которой содержались отрывки Аристотеля, Геродота, Ксенофонта, Плутарха и других философов. Также изучению подлежали древнегреческие литераторы: Гомер, Пиндар и Гесиод.

Основные искания докритического периода касались вопросов естествознания, развития природы. Выводы Канта здесь были во – многом поистине революционными, недаром современники сравнивали его открытия с достижениями Коперника.

Кант в своем трактате 1755 года «Всеобщая естественная история и теория неба» показал, что Солнечная система возникла из некоего разряженного облака, некоей первоначальной туманности. Это облако было холодным, но затем оно стало нагреваться в результате своего вращения, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию составляющих его частиц. В итоге появилось Солнце и планеты. И самое главное – сотворение мира есть дело не мгновения, но вечности, по сути, Кант предсказал расширение Вселенной как бесконечный процесс. На мой взгляд, Кант вернул обществу ту науку, которая была в древности и которую запретили церковники, заменив её после распада единой славянской империи схоластикой.

Канта поднимают на высоту общественного мнения за то, что он показал, что все живое на Земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции, но проблему возникновения органической природы он не брался решать естественнонаучным путем.

Откуда, собственно, взялась сама жизнь? Кант хорошо понимал, что одних лишь законов механики недостаточно для понимания сущности жизни. Как произошел переход от неживого к живому? У Канта ответа нет. Нет убедительного ответа и у современной науки.

Кант поставил в центр своих размышлений не объект, а субъект познания человека – самого человека!

Он размышлял о творческой, познавательной активности человека, мыслящего субъекта. Вот где скрывается главная трудность – человеческий разум, возможности которого ограничены.

Центр тяжести философских интересов Канта переместился с вопроса ЧТО познавать на вопрос КАК познавать, КТО познает, каковы механизмы познания, каковы возможности и способности разума.

Теорию познания Иммануил  Кант сформулировал в своей первой и самой важной критике – «Критике чистого разума». Книга эта вызвала столь небывалый интерес, что за последние 20 лет жизни Канта ( 1784 – 1804) было опубликовано более двух  тысяч книг и статей  о его философии. Такого в истории философии еще никогда прежде не было.

В чем величие и значимость Канта перед мировой философией? Пожалуй, в том,  что он вернул ей древнее достоинство и возвратил ее на то естественное для нее место, на которое она была поставлена Сократом и Платоном  и, возможно, другими авторами, попавшими в  «Индекс запрещённых книг» (лат. Index Librorum Prohibitorum).