Беспилотные летательные аппараты

БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ

Научно-технический прогресс оказывает огромное влияние на повседневную жизнь каждого человека. То, что еще недавно казалось сюжетом сказок или фантастической литературы, сегодня становится повседневной реальностью. А то, что сегодня представляется в прогнозах футурологов и описывается в произведениях писателей-фантастов, завтра может стать обыденным явлением.

Отличительной особенностью развития современного мира является форсированное развитие технологий и расширение спектра технических новинок, значительно облегчающих жизнедеятельность человека. Это напрямую относится к робототехнике и автоматизации различного рода оборудования. Интересен тот факт, что многие технические новинки фактически не являются ноу-хау, просто имеют долгую историю от идеи создания до практического воплощения, незаметно и постепенно развиваясь параллельно с развитием какого-либо нового направления деятельности.

Понятие беспилотный летательный аппарат

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) – летательный аппарат без экипажа на борту.

БПЛА могут обладать разной степенью автономности — от управляемых дистанционно до полностью автоматических, а также различаться по конструкции, назначению и множеству других параметров.

Управление БПЛА может осуществляться эпизодической подачей команд или непрерывно — в последнем случае БПЛА называют дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом (ДПЛА).

БПЛА могут решать разведывательные задачи (на сегодня это основное их предназначение), применяться для нанесения ударов по наземным и морским целям, перехвата воздушных целей, осуществлять постановку радиопомех, управления огнём и целеуказания, ретрансляции сообщений и данных, доставки грузов.

 

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ

Мысли о создании аппарата способного подняться в воздух и дать возможность человеку передвигаться в воздушной среде, воплотив в жизнь полёты сказочных героев на ковре-самолёте, метле или в ступе, никогда не покидали головы ученых и изобретателей.

Создателем первого прототипа летательного аппарата считается гениальный художник и изобретатель эпохи возрождения Леонардо Да Винчи, однако покорить небо инженерам и конструкторам удалось только несколько столетий спустя.

Первое упоминание о применении самолёта без лётчика, управляемого по радио, то есть беспилотного летательного аппарата самолётного типа, относится к 1909 году. В 1922 году американским авиаконструктором российского происхождения Георгием Ботезатом был создан и испытан беспилотный летательный аппарат с четырьмя роторами, ставший родоначальником квадрокоптеров . Таким образом, беспилотные летательные аппараты появились в начале развития авиации, однако оказались несвоевременными по двум причинам. Во-первых, созданные образцы были несовершенны – механизмы, позволяющие беспилотным аппаратам длительное время парить в воздухе появились только в конце 20-го века. А во-вторых – они оказались просто невостребованными за исключением применения в военных целях.

Длительное время создание беспилотных летательных аппаратов невоенного назначения было уделом авиамоделистов-любителей, а областью их применения – соревнования авиамоделей, да ещё в качестве радиоуправляемых игрушек. Однако в начале 21-го века ситуация резко изменилась.

Развитие различных областей науки и техники позволило создавать лёгкие, грузоподъёмные, маневренные и надёжные беспилотные летательные аппараты . В свою очередь, расширение возможностей беспилотников сделало их востребованными во многих областях человеческой деятельности, что явилось стимулом для дальнейшего совершенствования. Их рассматривают как полезное оборудование, которое значительно облегчает деятельность человека.

Применение беспилотных летательных аппаратов

Сегодня наиболее перспективными в плане использования БПЛА представляются следующие области жизнедеятельности:

– доставка предметов первой необходимости (медикаментов и медицинских материалов, технических средств и т.д.) в ситуациях и условиях, требующих незамедлительности действий;

– видео, фото и киносъемка (в первую очередь для СМИ, например, репортажноспортивных событиях);

– инспектирование нефтяных вышек (поиск разливов, взятие проб на анализ);

– оценка экологической обстановки в штатных и нештатных ситуациях;

– поисково-спасательные работы и спасательные работы в опасных и труднодоступных районах;

– оказание помощи во время катастроф;

– в практике сельского хозяйства;

– охрана порядка в населенных пунктах и охрана государственной границы (борьба с правонарушениями и терроризмом).

Вооружаются БПЛА и силовые ведомства: пограничные службы, полицейские подразделения, таможенные службы и даже береговая охрана. Это повышает уровень общественной и национальной безопасности.

Главным прорывом в производстве и использовании БПЛА стало развитие спутниковой системы навигации (GPS). С девяностых годов беспилотники активно применяются для разведки, наблюдения и целеуказания.  

 

Ахмедов, Т. Х. Летательные и подводные аппараты с машущими движителями / Т. Х. Ахмедов. – Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2017. – 193 с. : ил., схем., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466681

В книге изложены результаты исследований в области машущих движителей, аналогами которых являются природные объекты – аэробионты (птицы и насекомые с быстромашущими крыльями), а также гидробионты (китообразные, рыбы, пингвины и жуки-плавунцы). Рассматриваются принципы действия и теоретические основы машущих движителей природных аналогов. Разработаны действующие механические модели аппаратов с машущими движителями. Создана расчётная схема, проведён расчёт тяги и мощности быстромашущего движителя. Разработаны технические облики беспилотных летательного и подводных аппаратов, а также судов с машущими движителями.3). – ISBN 978-5-9729-0185-2.

Петухов, Б. Н. Электроснабжение летательных аппаратов / Б. Н. Петухов ; отв. ред. М. Я. Николаевский. – Ленинград : ЛКВВИА, 1960. – 553 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435825 (дата обращения: 26.01.2023). – ISBN 978-5-4475-5901-4. – Текст : электронный.

 

 

 

Парафесь, С. Г. Проектирование конструкции и САУ БПЛА с учетом аэроупругости: постановка и методы решения задачи / С. Г. Парафесь, В. И. Смыслов. – Москва : Техносфера, 2018. – 182 с. : ил.,табл., схем. – (Мир физики и техники). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496574 (дата обращения: 26.01.2023). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-94836-515-2. – Текст : электронный.

Даны постановка и общая схема решения задачи совместного проектирования конструкции и системы автоматического управления (САУ) маневренного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) с учетом требований аэроупругости. Задачи обеспечения безопасности от флаттера и аэроупругой устойчивости БПЛА с САУ в процессе проектирования летательного аппарата решаются с использованием расчетных, расчетно-экспериментальных и экспериментальных методов. Представленные методы относятся в первую очередь к управляемым БПЛА.

Оленко, Ф. Ф. Разработка программно-аппаратного комплекса беспилотного летательного аппарата для аэрофотосъемки / Ф. Ф. Оленко ; Государственный морской университет им. адмирала Ф. Ф. Ушакова. – Новороссийск : б.и., 2020. – 85 с. : ил., табл., схем – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=596772 (дата обращения: 26.01.2023). – Текст : электронный.

Использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для проведения аэрофотосъемки является одним из самых актуальных методов сбора геопространственных данных.  Использование БПЛА оправдано в случае, когда необходимо быстро получить точные данные на небольшие по площади территории.

 

С развитием технологий и появлением GPS производство и использование дронов получило новый виток развития. Современные аппараты отличаются высокой автономностью, способностью самостоятельно совершать посадку, выполнять тактические задачи в бою и находиться в воздухе больше 12 часов. БПЛА превосходят традиционную пилотируемую технику по цене, мобильности и общей эффективности в условиях военных действий.

В настоящее время беспилотники зарекомендовали себя как эффективное военное средство многопланового использования:

-разведка;

-мониторинг ситуации;

-активные военные действия.

Боевые дроны выполняют продолжительные полёты, устойчивы к внешним воздействиям, обладают относительной автономностью (способны выполнять конкретные задачи на поле боя, а также самостоятельно приземляться).

Современные беспилотники отличаются высококлассным техническим оснащением, превосходя классические пилотируемые аппараты по совокупности факторов:

Автономность.

Данное свойство делает дроны надёжными разведчиками. Техника способна исследовать труднодоступную местность, фиксировать полученные данные и оперативно передавать их в наземный штаб. Полёт будет совершён независимо от погодных условий.

Экономия на эксплуатации.

По сравнению с классической пилотируемой воздушной авиацией БПЛА обходятся в десятки раз дешевле. Полёт не требует особой подготовки и участия пилотов. Не требуется тратить финансовые ресурсы на их обучение.

Способность одновременно выполнять группу поставленных задач.

Беспилотники выполняют в бою сразу несколько функций: разведки, координации, информирования и атаки. Аппараты обладают высокой грузоподъёмностью и способны переносить на себе оружие, которое может быть запущено в случае необходимости.

Снятие проблемы «человеческого фактора».

В процессе боевых действий пилот работает на пределе своих возможностей, как физических, так и ментальных (интеллектуальных, эмоциональных). Высокие перегрузки накладываются на экстремальную нагрузку на психику, когда требуется в короткий промежуток времени принять важное решение. Использование беспилотников  делает проблему неактуальной: действия дрона запрограммированы или управляются оператором, который находится вне опасности и способен рассуждать рационально.

Отсутствие риска для жизни человека.

Способность дронов совершать полёты без участия человека особо актуальна в бою, где опасности подвергается жизнь военнослужащих. Автономный беспилотник одновременно выполняет две функции: активно участвует в военных действиях и сохраняет бойцов в безопасности. Речь идёт не только о возможной гибели лётчика, но также о полётах в условиях повышенной радиации, химического воздействия и пр.

Вождаев, В. В. Характеристики радиолокационной заметности летательных аппаратов / В. В. Вождаев, Л. Л. Теперин. – Москва : Физматлит, 2018. – 376 с. : ил., граф., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485545 (дата обращения: 26.01.2023). – Библиогр.: с. 363-370. – ISBN 978-5-9221-1782-1. – Текст : электронный.

В монографии приведены особенности измерения радиолокационных характеристик объектов на экспериментальных установках различных типов. Изложены современные и классические методы, служащие для анализа рассеивающих свойств летательного аппарата и элементов его компоновки. Представлена методика расчета отражательных характеристик радиопоглощающих покрытий. Рассмотрены технические решения, реализованные в зарубежных летательных аппаратах малоотражающих форм. Проведены оценки влияния компоновочных решений, необходимых для обеспечения малого уровня радиолокационного отражения, на аэродинамические характеристики летательного аппарата.

Скрынников, А. А. Алгоритмическая помехозащита беспилотных летательных аппаратов / А. А. Скрынников, В. А. Болдинов, В. А. Бухалёв. – Москва : Физматлит, 2018. – 188 с. : ил., табл., схем., граф. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612736 (дата обращения: 26.01.2023). – Библиогр.: с. 184-186. – ISBN 978-5-9221-1808-8. – Текст : электронный.

В монографии изложены основные принципы, методы и алгоритмы построения систем распознавания, оценивания и управления, повышающих устойчивость систем наведения беспилотных летательных аппаратов к информационному, маневренному и поражающему противодействиям со стороны воздушных, наземных и морских объектов. Методы синтеза алгоритмов основаны на теории систем со случайной скачкообразной структурой с использованием марковских процессов, байесовской обработки информации, динамического программирования и игрового минимаксного управления.

Системы ориентации и наведения беспилотных летательных аппаратов : учебное пособие / В. В. Лентовский, Т. Н. Князева, А. В. Герт, Л. И. Васильева. — Санкт-Петербург : БГТУ “Военмех” им. Д.Ф. Устинова, 2019. — 86 с. — ISBN 978-5-907054-78-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/157075 (дата обращения: 26.01.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Кратко изложены основные принципы навигации и управления беспилотными летательными аппаратами, в частности управляемым оружием. Рассмотрены подходы к решению задачи автоматического определения координат летательных аппаратов, а также предназначенных для этого устройств. Описаны устройства самонаведения, работающие на различных принципах, а также особенности их конструкции.

 

Беспилотные летательные аппараты — это будущие короли неба. Дроны практически бесперебойно работают, там, где человек не в состоянии выдержать нагрузку, БПЛА может продолжить работу. Также эти аппараты способны выполнять поставленные задачи на протяжении 24 часов, без перерывов на отдых и сон, что совсем не свойственно для человека. БПЛА не умеют ошибаться, лишь только если оператор, вводивший информацию на выполнение задачи, допустил ошибку. Но самый огромный и неоспоримый плюс в использовании дронов — это то, что они сохранили сотни жизней за время их использования, а это дорогого стоит.

 

Биард, Р. У. Малые беспилотные летательные аппараты: теория и практика / Р. У. Биард, Т. У. МакЛэйн ; ред. пер. Г. В. Анцев ; пер. с англ. А. И. Демьяникова. – Москва : Техносфера, 2015. – 312 с. : ил. – (Мир радиоэлектроники). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443322 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-94836-393-6. – ISBN 978-0-691-14921-9 (англ.). – Текст : электронный.

Это издание посвящено управлению беспилотными летательными аппаратами (БЛА). Акцент в книге делается на системы повышения устойчивости управления. Других изданий, которые бы охватывали вопросы моделирования динамики летательных аппаратов, разработки автопилотов (решающих задачи «низкого уровня»), в настоящее время нет.

Экспериментальный модальный анализ летательных аппаратов : учебник : [16+] / В. А. Берис, А. В. Долгополов, Е. П. Жуков [и др.] ; Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2017. – 160 с. : ил., табл., схем., граф. – (Учебники НГТУ). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=576191  – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7782-3209-9. – Текст : электронный.

Учебник посвящен методам экспериментального модального анализа самолетов, вертолетов, космических аппаратов и беспилотных летательных аппаратов. Представлена история развития этих методов, сделан обзор современных методов и средств модальных испытаний. Изложен метод модального анализа летательных аппаратов, основанный на свойствах вынужденных монофазных колебаний.

Ашурков, М. Ф. Акустическая система определения пеленга беспилотного летательного аппарата: выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) / М. Ф. Ашурков ; Государственный университет «Дубна», Кафедра конструирования и технологии электронных средств. – Дубна : б.и., 2018. – 70 с. : ил., табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=562369  – Текст : электронный.

В рамках квалификационной работы была проанализирована история появления БПЛА, теоретические основы обработки дискретных сигналов и классические методы пеленгации. Выполнены два способа пеленгации: с помощью диаграммы направленности и двумерного преобразования Фурье, а также выполнено их сравнение. В бакалаврской работе разработан алгоритм определения пеленга с помощью двумерного преобразования Фурье принятого сигнала, что существенно упрощает пеленгацию беспилотного летательного аппарата.

Петраш, В. Я. Формирование модульного ряда программных фрагментов расчета массы и размеров беспилотных летательных аппаратов : учебное пособие / В. Я. Петраш. — Москва : МАИ, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-4316-0799-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/207491  — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Изложена методика решения задач расчета массы и размеров беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с использованием учебной системы автоматизированного проектирования (САПР-602). Представленное методическое и программное обеспечение системы предназначено для выполнения комплекса лабораторных работ по дисциплине “Основы автоматизированного проектирования”.

Шалыгин, А. С. Методы моделирования ситуационного управления движением беспилотных летательных аппаратов : учебно-методическое пособие / А. С. Шалыгин, Л. Н. Лысенко, О. А. Толпегин. — Москва : Машиностроение, 2012. — 584 с. — ISBN 978-5-94275-668-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5807

Рассматриваются методы моделирования ситуационного управления движением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в условиях действия помех и различных типов противодействия. Обсуждаются методические основы ситуационного управления БПЛА. Предлагается принцип повышения помехозащищенности системы управления на основе введения дополнительных порогов при анализе принимаемых сигналов.

Макаренко, С. И. Противодействие беспилотным летательным аппаратам : монография / С. И. Макаренко. — Санкт-Петербург : , 2020. — 204 с. — ISBN 978-5-6044793-6-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/329375  — Режим доступа: для авториз. пользователей.

В монографии представлены результаты систематизации и анализа различных способов и средств противодействия беспилотным летательным аппаратам (БПЛА), а также формирования общих направлений повышения эффективности такого противодействия. Проведен анализ возможностей по обнаружению БПЛА средствами радиолокационной, радио- и радиотехнической, оптико-электронной и акустической разведок.

Современные информационные технологии в задачах навигации и наведения беспилотных маневренных летательных аппаратов : учебное пособие / С. Ю. Желтов, К. К. Веремеенко, Н. В. Ким, Д. А. Козорез ; под редакцией М. Н. Красильщикова, Г. Г. Себрякова. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2009. — 556 с. — ISBN 978-5-9221-1168-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/59556  — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Обсуждаются проблемы, возникающие при использовании современных информационных технологий для решения задач навигации и управления беспилотных маневренных летательных аппаратов различных классов и назначения. Изложены методы и подходы, обеспечивающие реализацию упомянутых задач интегрированными бортовыми системами беспилотных летательных аппаратов, в состав которых входят бесплатформенные инерциальные системы, многоканальные ГЛОНАСС/GPS приемники, РЛС миллиметрового диапазона, а также приемники видовой информации.

Потявин, Д. В. Разработка пеленгаторной антенны для беспилотного летательного аппарата : [16+] / Д. В. Потявин ; Воронежский государственный технический университет. – Воронеж : б.и., 2023. – 84 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701895  – Текст : электронный.

Актуальность исследования: Беспилотные летательные аппараты находят широкое применение в качестве базы для многих радиоэлектронных устройств и систем. Применение беспилотных летательных аппаратов в качестве базы для пеленгаторных систем позволяет значительно увеличить эффективность последних. Увеличение эффективности происходит за счет нахождения беспилотного летательного аппарата выше уровня земли, что позволяет нивелировать поглощения и ослабления сигналов от наземных объектов.

Гулий, Д. Д. Метод аварийной посадки беспилотного летательного аппарата мультироторного типа на основе анализа изображения подстилающей поверхности : [16+] / Д. Д. Гулий ; Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. – Санкт-Петербург : б.и., 2023. – 134 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=704234– DOI 200. – Текст : электронный.

Целью работы заключается в разработке и исследовании метода аварийной посадки БПЛА мультироторного типа, основанного на анализе изображения подстилающей поверхности. Объектом исследования являются беспилотные летательные аппараты (БПЛА) мультироторного типа. Предметом исследования являются алгоритмы нейросетевой обработки изображения места аварийной посадки.

Елисеев, П. В. Моделирование задачи обследования с помощью морского беспилотного летательного аппарата : [16+] / П. В. Елисеев ; Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Факультет Морского приборостроения, Кафедра систем автоматического управления и бортовой вычислительной техники. – Санкт-Петербург : б.и., 2022. – 108 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=690819 – Текст : электронный.

Объектом исследования является БПЛА, а предметом – моделирование задачи обследования.Целью работы является моделирование задачи обследования в виртуальной среде, используя генерируемый маршрут полётной миссии.

Оленко, Ф. Ф. Повышение характеристик посадки квадрокоптера на наклонных поверхностях с помощью обратной тяги : [16+] / Ф. Ф. Оленко ; Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. – Новороссийск : б.и., 2022. – 138 с. : ил., табл.–URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=693996 – Текст : электронный.

Актуальность данной работы связана с тем, что посадка беспилотного летательного аппарата с помощью обратной тяги оправдано в случае быстрой и экстренной посадки на любые наклонные поверхности без вывода жизненно важных систем из строя.

Федотовских, А. В. Особенности разработки и эксплуатации гражданских беспилотных авиационных систем с технологиями искусственного интеллекта в Арктической зоне Российской Федерации : аналитическая монография / А. В. Федотовских. – Красноярск : Домино, 2022. – 193 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=709182  – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4497-1443-5. – Текст : электронный.

Монография освещает вопросы применения  технологии компонентов робототехники и мехатроники, искусственный интеллект. Издание представляет собой результаты научно-аналитического исследования по разработке и эксплуатации беспилотных авиационных систем с системами искусственного интеллекта в регионах Арктической зоны Российской Федерации. Автором — внешним пилотом беспилотного воздушного судна — рассмотрены особенности конструкции беспилотных воздушных судов, правила использования на территории РФ, возможности использования в различных сферах и практика применения БВС на территориях Крайнего Севера.

 

Статьи в периодических изданиях:

Бояринов Е.  Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень, Россия) ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТАХ

Аннотация: беспилотные летательные аппараты – это беспилотные летательные аппараты, используемые для различных целей. Когда эти устройства были впервые разработаны, они были ручными, дистанционно управляемыми интеллекта позволяет поставщикам беспилотных летательных аппаратов использовать данные с датчиков, прикрепленных к дрону, для сбора и внедрения визуальных данных и данных об окружающей среде. Эти данные обеспечивают автономный или вспомогательный полет, упрощая работу и повышая доступность.

2023 / Вестник науки

 

Бакач В.А., Беляев Д.А., Бурнышев Я.А. Научный руководитель – А. В. Кравченко Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: bakac706@gmail.com

 Рассматриваются виды и применение беспилотных летательных аппаратов в гражданских и военных целях. А также представлены комплексы, обеспечивающие их работу. Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, дроны, квадрокоптеры. UNMANNED AERIAL VEHICLES DUAL PURPOSE V. A. Bakach, D. A. Belyaev, J. A. Burnyshev Scientific Supervisor – A. V. Kravchenko

2019 / Актуальные проблемы авиации и космонавтики

 

Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Просвирина Наталья Викторовна

https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-perspektivy-razvitiya-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov

 

Михеева А.А., Ялтыхов В.В., Парадня П.Ф.

 АЭРОСЪЕМКА С БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА канд. техн. наук, доц. А .А. МИХЕЕВА; канд. техн. наук, доц. В.В. ЯЛТЫХОВ; П.Ф. ПАРАДНЯ (Полоцкий государственный университет)

Рассматривается возможность использования снимков, полученных с беспилотного летательного аппарата MA VIC PRO с цифровой камерой FC-220, для задач картографирования терминологии, используемой разработчиками Agisoft Photoscan, с общепринятой в навигации, фотограмметрии и других отраслях геодезического производства. Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, аэросъемка, цифровая камера, курс, крен, тангаж, перекрытие. При выполнении аэрофотосъемки с пилотируемых самолетов создается технический проект на производство.

2018 / Вестник Полоцкого государственного университета. Серия F. Строительство. Прикладные науки

 

НТО ЗНБ

Толпегин, Олег Александрович.

Методы управления движением беспилотных летательных аппаратов на основе теории дифференциальных игр / О. А. Толпегин. – Санкт-Петербург : Наука, 2021. – 331, [1] с. : ил., табл.. – Библиогр.: с. 323-329 (109 назв.). – ISBN 978-5-02-040513-4

Книга посвящена методам решения прикладных задач управления движением беспилотных летательных аппаратов на основе теории дифференциальных игр. Особое внимание уделяется численным методам решения. Приводятся примеры и вычислительные алгоритмы, позволяющие лучше понять возможности теории и приобрести опыт ее практического применения. Для инженеров и научных работников, специализирующихся в области проектирования беспилотных летательных аппаратов.

Моисеев, Виктор Сергеевич.

Беспилотные вертолеты. Современное состояние и перспективы развития [Текст] : [монография] / В. С. Моисеев. – Казань : Редакционно-издательский центр “Школа”, 2019. – 596 с. : ил.. – (Современная беспилотная вертолетная техника). – Библиогр.: с. 584-595 (120 назв.). – ISBN 978-5-907130-86-9

Первая монография предлагаемой серии посвящена постановке актуальной в настоящее время проблеме создания и применения беспилотной вертолетной техники для решения широкого круга военных и гражданских задач. В рамках решения этой проблемы, следуя системному подходу, рассмотрены современное состояние и перспективы развития наземного и бортовых комплексов беспилотных вертолетов, тактики применения вертолетов различного назначения, конструкции, методов предварительного проектирования и расчета на прочность наиболее распространенных одновинтовых беспилотных вертолетов, а также вопросы аэродинамики и динамики полетов таких вертолетов по требуемым траекториям.

Бухалев, Вадим Алексеевич.

Алгоритмическая помехозащита беспилотных летательных аппаратов [Текст] . – М. : Физматлит, 2018. – 192 с. : ил.. – Библиогр.: с. 184-186 (50 назв.). – ISBN 978-5-9221-1808-8

В монографии изложены основные принципы, методы и алгоритмы построения систем распознавания, оценивания и управления, повышающих устойчивость систем наведения беспилотных летательных аппаратов к информационному, маневренному и поражающему противодействиям со стороны воздушных, наземных и морских объектов. Книга адресована научным сотрудникам, инженерам, аспирантам и учащимся вузов, специализирующимся в области информационно-управляющих систем.

Моисеев, Виктор Сергеевич.

Групповое применение беспилотных летательных аппаратов [Текст] : монография. – Казань : РИЦ “Школа”, 2017. – 572 с.. – (Современная прикладная математика и информатика). – Библиогр.: с. 528-532 (50 назв.). – ISBN 978-5-906935-01-4

Монография посвящена комплексному решению актуальной и перспективной организационно-технической проблемы группового применения беспилотных летательных аппаратов (БЛА) при решении широкого круга военных и гражданских задач. В рамках решения этой проблемы приводятся постановки и методы решения следующих основных задач: организация беспилотных подразделений различного назначения; определение потребной численности БЛА в группировке при проведении различных операций; расчеты требуемого количества операторов управления БЛА при их групповом применении; задачи логистики беспилотных подразделений при эксплуатации группировки БЛА в полевых условиях; организация и выполнение групповых полетов БЛА; формирование управления БЛА при их групповых полетах.

Хусаинов, Наиль Шавкятович, Кравченко, Павел Павлович, Лутай, Владимир Николаевич, Тарасов, Сергей Александрович, Щербинин В. В.

Системы радионавигации современных и перспективных летательных аппаратов [Текст] : [монография]. Ч. 2 : Формирование искусственного навигационного поля / ЮФУ, ИТА, ИКТИБ, Каф. МОП ЭВМ. – Таганрог : Изд-во ЮФУ, 2016. – 100 с.. – Библиогр.: с. 94-99 (51 назв.). – ISBN 978-5-9275-2284-2

В монографии рассматривается задача формирования оптимальной по геометрическому фактору конфигурации искусственного навигационного поля, используемого для коррекции координат летательных аппаратов средствами наземной ближней радионавигации на заключительном этапе полета. Приведены результаты моделирования и расчеты геометрического фактора.

 

 К настоящему времени «воздушный флот» российских беспилотников стал крупной и полноценной силой, способной решать поставленные задачи. А прямо сейчас он стоит на пороге нового этапа своего развития. Уже созданы аппараты новых классов с расширенными возможностями, и в ближайшее время они дойдут до полноценной эксплуатации. Тяжелые ударные машины дополнят легких разведчиков – и Россия войдет в круг мировых лидеров не только по количеству БПЛА, но и по их качеству и возможностям.

 

Выставку подготовила вед. библиотекарь НТО ЗНБ ЮФУ  Байдураева Е. А.